О безопасном интернете

«Не надо противопоставлять визуальную и вербальную коммуникации, а надо совершенствовать и ту, и эту» (У.Эко).

Интернет стремительно ворвался в нашу жизнь, проник в школы, библиотеки, организации, в наши дома. Число пользователей Интернета в России стремительно растет, причем доля молодежи и совсем юной аудитории среди пользователей Всемирной паутины очень велика. Сегодня мы без компьютеров как «без рук», некоторые и «без головы». Невозможно представить работу и отдых без компьютера, без интернета. Мы с радостью поручаем ему самую ответственную и деликатную работу: написание планов и отчетов, создание Баз Данных, профессиональную и личную переписку и т.п.

Для многих, особенно молодых людей, он становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь. И это не удивительно: ведь в Интернете можно найти информацию для реферата или курсовой, послушать и скачать любимую мелодию, понравившийся фильм, купить книгу, или любой другой товар (иногда даже дешевле, чем в реальном магазине), обсудить волнующую тему на многочисленных форумах, найти новых друзей. Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями.

Интернет предоставляет широчайшие технические возможности для общения. Кроме того, в Интернете сравнительно легко найти людей со схожими интересами и взглядами на мир, или найти своих бывших одноклассников, знакомых, которые в силу жизненных обстоятельств были разбросаны по всей Земле. Вдобавок, общение в Сети начать психологически проще, чем при личной встрече. Эти причины обусловливают создание и активное развитие веб-сообществ - групп людей, имеющих общие интересы и общающихся преимущественно через Интернет. Подобные интернет-сообщества постепенно начинают играть ощутимую роль в жизни всего общества.

Интернет – самая демократичная среда для нас и наших детей. При реализации поискового запроса, Интернет не волнует твой возраст, пол, социальное и семейное положение: результат поиска будет одинаков для всех. Вот, казалось бы, где есть истинная демократия, свобода и толерантность. На YouTube размещены ролики о тех опасностях, которые могут подстерегать ребенка в интернете. Парадоксально и демократично – сам источник опасности предупреждает пользователя.

Но, как и реальный мир, Сеть тоже может быть опасна: в ней появилась своя преступность, хулиганство, вредительство и другие малоприятные явления. В последнее время в Интернете появляется много материалов агрессивного и социально опасного содержания.

Существует ли цензура в Интернете?

Во многих странах существуют серьёзные ограничения на функционирование сети, на государственном уровне осуществляется запрет на доступ к отдельным сайтам (СМИ, аналитическим, порнографическим) или ко всей сети. Одним из примеров может служить реализованный в Китае проект «Золотой щит» — система фильтрации между провайдерами и международными сетями передачи информации.

Поскольку в Интернете присутствуют информационные ресурсы, которые бывают неудобны для некоторых правительств, то последние пытаются декларировать Интернет как средства массовой информации, со всеми вытекающими ограничениями. Но на самом деле, Интернет — это только носитель, информационная среда, как и телефонная сеть или просто бумага. В мире встречается и государственная монополия на само подключение к сети Интернет (Куба).

Поскольку Интернет сначала развивался стихийно, то только на этапе превращения его в глобальную сеть государства стали проявлять интерес к его функционированию. Пока возможности цензуры ограничены, так как ещё ни одно государство в мире не решилось полностью отключить внутренние сети от внешних. Сами разработчики заявляют: «Мы не смогли бы сделать ничего подобного, если бы это с самого начала находилось под контролем государства».

В то же время многие информационные ресурсы официально подвергают цензуре (модерации) публикуемую ими информацию в зависимости от установленных внутренних правил. Это не противоречит демократическим принципам свободы слова. От нежелательного контента можно защититься установкой фильтров на компьютере пользователя.

С какого возраста ребенок может использовать Интернет?

Вопрос о том, с какого возраста можно пускать детей в Интернет, - один из наиболее часто встречаемых на родительских форумах. И не смотря на обеспокоенность взрослых, по статистике (по данным ВЦИОМ, ФОМ, Rambler), около 50% детей выходят во Всемирную сеть без контроля взрослых. До семи лет большинство детей путешествует по Интернету под руководством старших. Затем, по разным причинам, родительский контроль ослабевает, и юные интернетчики отправляются в свободное плавание по сети. После 11 лет это явление приобретает массовый характер. На сегодняшний день дети опережают взрослых по количеству времени, проведенному в Интернете. Так что объяснить ребенку какие-то общие правила работы в Интернете все-таки стоит. Притом вопрос о то, как Интернет влияет на развитие детей, остается неоднозначным. Как в пользу, так и против этой идеи можно найти одинаковое количество аргументов.

Какие риски несет Интернет?

По результатам опросов читателей библиотеки: большинство пользователей понимают "Безопасный Интернет" как защиту от вирусов и вредоносных программ, а практически половина – как защиту детей от нежелательной информации. Поэтому на первое место в решении этих проблем ставят фильтрации контента, на второе – защиту от вирусов. Но это далеко не все опасности, которые могут подстерегать наших детей в Интернете.

Интернет-риски могут быть контентными, электронными и коммуникационными.

1. Контентные риски (материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы ), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую, расовую ненависть, пропаганду анарексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.).

2. Электронные (кибер-) риски (кибердеятельность по отношению к пользователю, которая включает в себя: вирусную атаку, спамминг, взлом страниц, онлайн-мошенничество и т.д.)

3. Коммуникационные риски (связаны с межличностными отношениями Интернет- пользователей и включают в себя незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, киберунижения и др. Для подобных целей используются различные чаты, онлайн-мессенджеры (ICQ, Googletalk, Skype и др.), социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т.д.).

Как сделать Интернет безопасным?

Даже когда мы говорим об Интернете, не надо изобретать велосипед. Есть общепринятые нормы этики и морали, которые позволяют людям эффективно сосуществовать. Без этих норм, люди не смогли бы вместе работать, учиться, общаться. По той же причине нужна этики и для взаимоотношений людей через Интернет. Для того, чтобы Интернет был комфортным местом для работы и отдыха, предпринимаются меры по созданию общей сетевой этики

Кто может помочь юным пользователям Интернета?

По Семейному кодексу РФ от 29.12.1995 г. (гл. 12 Права и обязанности родителей) ответственность в вопросе обеспечения безопасности детей (в том числе и в Интернете) лежит на их родителях. В помощь родителям можно предложить ряд рекомендаций, к примеру, внимательнее относиться к действиям детей в "мировой паутине", информировать ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть, выбрать удобную форму контроля пребывания ребенка в Сети и постоянно повышать уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей. По результатам опроса более 80% читателей библиотеки имеют доступ к Интернет из дома. Как библиотека может помочь юным читателям-интернетчикам? Это прежде всего, создание позитивного контента: создание сайтов библиотек, участие в социальных сетях, блогах, чатах. По статистике Rambler Top 100 сайты библиотек не пользуются большой популярностью среди пользователей Интернета. Но в последнее время библиотеки активно заявляют о себе через социальные сети (Vkontakte, LiveJournal), участвуют в блогах, обсуждая новые книги, освещая события в библиотеке. Библиотеки осуществляют навигацию как в реальной, так и в виртуальной среде.